Тарифы по страхованию вертолетов нужно повысить минимум в 4 раза – страховщики

Вертолеты по статистике являются самым опасным видом транспорта в рамках обязательного страхования ответственности перевозчиков (ОСГОП), тарифы для них должны быть повышены минимум в 4 раза. Об этом сообщила журналистам вице-президент Национального союза страховщиков ответственности Светлана Гусар.

Сейчас тарифы по ОСГОП едины для авиатранспорта – самолетов и вертолетов, при этом вертолеты гораздо более аварийный вид транспорта и их нужно выделить отдельно, считает Гусар. В июле 2019 года Банк России опубликовал проект указания с обновленными тарифами, где вертолеты выделены отдельно.

«Сейчас минимальное значение тарифа [для авиатранспорта] составляет 15,53 руб., максимальное значение 29,73 руб. за одного перевезенного пассажира. [Для вертолетов их нужно повысить] минимум в 4 раза», – сказала Гусар. Это позволит снизить тарифы для самолетов, которые являются менее аварийными, отметил замгендиректора «АльфаСтрахования» по авиастрахованию Илья Кабачник.

Гусар подчеркнула, что статистика НССО включает данные по происшествиям с автобусами, железнодорожным транспортом, троллейбусами, трамваями, водным транспортом и воздушным, который в основном представлен вертолетами. Самолеты в эту статистику не входят, так как все крупные авиакомпании страхуют свою ответственность в соответствии с международными нормами, поэтому они имеют право не покупать полис в рамках закона об ОСГОП (если лимиты по международному договору не ниже, чем по ОСГОП), и в статистике ОСГОП самолеты не отражаются.

По данным НССО за 2013-2019 гг. (время действия закона об ОСГОП), количество потерпевших на вертолетах на 1 млн перевезенных пассажиров гораздо выше, чем на других видах транспорта – 12,93 потерпевших. На водном транспорте этот показатель составляет 1,94 потерпевших на 1 млн пассажиров, для трамваев – 0,06, для троллейбусов – 0,12, для железнодорожного транспорта – 0,26, для автобусов – 0,29.

С точки зрения статистики выживаемости вертолеты тоже показывают самые неблагоприятные цифры: соотношение погибших и раненых в происшествиях с вертолетами, по данным НССО, составляет 1:1. «Шансы выжить, если терпит крушение вертолет – 50 на 50», – пояснила Гусар. Для сравнения – у трамваев этот показатель составляет 115 раненых на одного погибшего, у железнодорожного транспорта – 1 к 44, у автобусов – 1 к 26. Всего за время действия закона об ОСГОП страховщики выплатили компенсации за 704 погибших и 17 764 раненым.

По данным МАК, которые привел Илья Кабачник, показатели безопасности полетов с годами не улучшаются: если в 2010 году в России и СНГ при коммерческой эксплуатации вертолетов погиб 21 человек, то в 2018 – 49. «Пока мы не видим тренда на улучшение – если ничего не предпринимать, ситуация [с безопасностью полетов на вертолетах] будет такая же или хуже», – сказал Кабачник. По его данным, выживаемость пассажиров и экипажа при происшествиях с вертолетами с российской техникой существенно ниже, чем с зарубежной.

Рекомендации страховщиков

По данным НССО, основные причины происшествий с вертолетами – отвлечение внимания от пилотирования, неготовность перейти к полету по приборам; желание выполнить полет во что бы то ни стало, невзирая на метеоусловия; столкновение с проводами ЛЭП; перегрузы; длительный поиск воздушных судов, потерпевших бедствие.

Для повышения уровня безопасности вертолетов страховщики рекомендуют обеспечить внедрение рекомендаций ИКАО по безопасности полетов; развивать систему добровольных сообщений об инцидентах в гражданской авиации и обеспечить внедрение рекомендаций по результатам расследования авиапроисшествий. Сейчас, по мнению Гусар, выводы, сделанные по итогам одного авиапроисшествия, не в полной мере доносятся до других участников рынка, а это могло бы предотвратить происшествия по аналогичным причинам.

По мнению Кабачника, также при расследовании авиапроисшествий «фундаментально вектор должен быть сдвинут с поиска виновных к конструктивной деятельности по предотвращению этих происшествий в будущем». Такая цель расследований зафиксирована в международных документах, но она практике она не всегда является главной, отметил он.

«Ты когда являешься фигурантом уголовного дела, ты несколько по-другому смотришь на вещи, и у тебя желание делиться информацией сменяется на обратное желание. Потому что все это превращается не в разговор о том, как избежать таких происшествий в дальнейшем, а в пошлую формулу о том, что чистосердечное признание смягчает вину. Предъявлено уголовное обвинение, – [грозит] тюремный срок! – пилоту [сгоревшего в Шереметьево SSJ-100] . Влияет ли это в лучшую сторону на безопасность – нет. Влияет ли в худшую сторону – да», – считает Кабачник. При этом, по его словам, подобная криминализация расследования авиапроисшествий наблюдается не только в России.

Кроме того, необходимо совершенствовать систему обучения экипажей и улучшать состояние аэродромов, считают в НССО.

Информационное агентство России ТАСС

Открыть счет на бирже

Источник: finanz.ru

Оставить комментарий

Ваш емайл не будет опубликован.

5 + одиннадцать =