Белоруссия нашла альтернативу российской нефти, поставки сократились в два раза

Редакция ria-news.ru для заработка на финансовом рынке рекомендует этого брокера, ОН проверен временем! А вот личный пример заработка от самого популярного финансового блоггера в РУНЕТЕ

Минск готов и дальше покупать топливо и Америки и Ближнего Востока

Очередная «энергетическая война», разразившаяся между Белоруссий и Россией в предыдущие месяцы, не прошла даром для участников. В первом полугодии 2020 года экспорт нефти из нашей страны в Белоруссию сократился почти в два раза. Дальше вряд ли будет лучше: на днях глава МИД Белоруссии Владимир Макей сделал заявление о том, что Минск продолжит диверсификацию поставок нефти, снижая долю импорта из России. «МК» попросил оценить экспертов, сможет ли соседняя республика обойтись без российского «черного золота.

Белоруссия нашла альтернативу российской нефти, поставки сократились в два раза

фото: pixabay.com

За первые 6 месяцев текущего года экспорт нефти из нашей страны в Белоруссию сократился на 44,3% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, составив 4,646 млн тонн. Это произошло на фоне нефтяного конфликта между Москвой и Минском, который заключался в том, что стороны с конца 2019 года не могли договориться о долгосрочных контрактах из-за ценовых разногласий.

Между тем, поставки российской нефти в Белоруссию являются для Минска серьезной опорой для пополнения доходов федерального бюджета. Не располагая собственными источниками энергоресурсов, союзная республика закупает российское «черное золото», затем его перерабатывает и экспортирует на Запад, зарабатывая при этом на разнице стоимости сырого и готового топлива.

Еще с начала «нулевых» Минск импортировал российскую нефть со скидкой в 17%, что являлось неплохой субсидией для белорусской экономики. В 2017 году страны подписали соглашение, позволяющее Белоруссии до 2024 года получать сырье по льготным ценам. Кроме того, Минск стал забирать в свою казну экспортные пошлины от «перетаможки» — достаточно сложной налоговой схемы, позволяющей собирать фискальные взимания с поставщиков сырья не экспортерам, а импортерам углеводородов.

После так называемого налогового маневра, к которому Россия приступила в 2019 году (он заключается в постепенном обнулении экспортной пошлины на нефть и повышении налога на добычу полезных ископаемых), субсидирование белорусской казны остановилось. Что и заставило Минск выражать публично свое недовольство Москвой и искать замену российскому «черному золоту». Белоруссия начала закупать нефть из альтернативных источников — в частности, в этом году уже были поставки из Азербайджана, Норвегии, Саудовской Аравии и США.

На днях резонансное заявление сделал министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей. Он сообщил, что июньская поставка нефти из США не была однократным шагом, и напомнил о поручении президента Белоруссии обеспечить 30% необходимого объема углеводородов импортом не из России. По мнению главы МИД, диверсификация поставок нефти имеет приоритет над экономической целесообразностью.

Напомним, что 5 июня в литовский порт Клайпеда прибыл первый танкер с американской нефтью для Белоруссии, ставший двенадцатым танкером с нефтью от «альтернативных источников» для предприятий республики. По мнению Госсекретаря США Майкла Помпео, сделка Белоруссии с США по поставке нефти «укрепляет белорусский суверенитет и независимость».

Впрочем, на данный момент объем танкерных поставок углеводородов в Белоруссию составил около 1 млн тонн — менее 5% от общего среднегодового объема нефтяного импорта Белоруссии, а стоимость нефтепродуктов из альтернативных источников оказалась заметно выше, чем у «дорогой» (по мнению белорусской стороны) российской нефти.

Насколько реалистичны планы белорусских властей по диверсификации нефтяных поставок и сможет ли Минск обойтись без российской нефти? С этими вопросами «МК» обратился к экспертам.

Артем ДЕЕВ, руководитель аналитического департамента AMarkets:

«Главой Белоруссии поставлена задача ведомствам обеспечить 30% поставок нефти из альтернативных источников – это и США, и Саудовская Аравия, и Норвегия, и Азербайджан. Но поставки оттуда небольшие и полностью заменить российские объемы не смогут.

Кроме того, белорусские НПЗ настроены на сорт высокосернистой нефти Urals — основной экспортный сорт России. Он сейчас в дефиците. То есть, заменить полностью Белоруссия российский Urals не сможет: та же нефть, полученная из США последним танкером — это легкая нефть. Ее белорусские НПЗ используют в качестве «присадки», смешивая с российской нефтью в небольших пропорциях. А в самих Штатах поставляемая в Белоруссию нефть считается неликвидом, американские НПЗ не могут на ней работать и пытаются избавиться всеми способами. Кстати, танкер из США, выгрузив нефть для Белоруссии, залил в освободившиеся емкости российский Urals, и повез его американским производителям нефтепродуктов.

Так что, несмотря на различные заявления, Белоруссия не сможет полностью отказаться от российской нефти. Единственный сорт, который может полностью заменить объемы из России – это сырье из Венесуэлы, но пока это невозможно в силу тамошних политико-экономических проблем. Альтернативные поставки из других стран смогут обеспечить Минску максимум около 30% нужных объемов – они будут использоваться в дополнение к российскому сырью, в котором нуждаются белорусские НПЗ».

Вадим ИОСУБ, старший аналитик «Альпари Евразия»:

«Беларусь серьезно настроена на диверсификацию источников поставок нефти. Несмотря на то, что с учетом логистики и еще не доведенного до конца налогового маневра, российская нефть остается дешевле любых альтернатив. Но пользы в дешевой российской нефти нет, если Москва «перекрывает задвижку», как это было в январе-феврале текущего года. Из-за отсутствия договоренностей по компенсации налогового маневра и величине премии поставщикам, Москва оставила Минск в начале года совсем без нефти. Чтобы избежать на будущее подобных рисков, Беларусь поставила стратегическую цель снижения зависимости от одного поставщика. Декларируется, что в долгосрочной перспективе доля российской нефти в импорте РБ будет снижена до 40%. Откуда возьмется остальное? 30% будет поставляться через терминалы на Балтийском море (нефть от Норвегии, США, независимых нефтетрейдеров). Еще столько же – через терминалы на Черном море (нефть из Азербайджана, Саудовской Аравии и других стран Ближнего Востока). Пока из этих регионов были разовые поставки отдельными танкерами, но Минск работает над заключением средне- и долгосрочных контрактов. Если использовать «нефтяную задвижку» как инструмент давления, то потребитель вынужден делать выводы и снижать возможность давления на себя».

Источник: mk.ru

Оставить комментарий

Ваш емайл не будет опубликован.