Последняя капля в море

Последняя капля в море

Фото:
Виктор Коротаев /
Коммерсантъ

У берегов Крыма 25 ноября произошло столкновение российских и украинских военных кораблей. Его результатом стало закрытие Россией Керченского пролива и задержание украинских судов. Российская ФСБ называет нарушителями украинские суда, «незаконно» пересекшие границу РФ. Украина считает незаконными действия российских пограничников и ссылается на соглашение с РФ, гарантирующее свободу судоходства как в проливе, так и в Азовском море. Конфликт может выйти на международный уровень, что чревато для России новыми санкциями.

Обострение отношений России и Украины в Черном море. Главное

Читать далее

Две версии и один таран

Новости об инциденте в Черном море стали появляться в воскресенье после 10:00 по московскому времени. По версии ФСБ России, которую в 11:00 опубликовало агентство «Интерфакс», во всем виновата украинская сторона: «Около 7:00 по московскому времени три корабля ВМС Украины в нарушение статей 19 и 21 Конвенции ООН по морскому праву, определяющих право прибрежного государства на обеспечение безопасности в морском пространстве, пересекли государственную границу РФ, неправомерно зашли во временно закрытую акваторию территориального моря Российской Федерации».

О таране буксира никаких упоминаний в пресс-релизе ФСБ не было, но отмечалось, что «украинские военные корабли продолжают движение к Керченскому проливу, в котором действует разрешительный порядок движения и стоянки судов, в соответствии с графиком движения и расстановки судов, утвержденным капитаном российского морского порта». Отдельно в ФСБ подчеркивали: «До настоящего времени заявки установленным порядком не поданы, в график прохода корабли не включены. Корабли опасно маневрируют, не подчиняются законным требованиям российских властей».

Параллельно свои сводки о ситуации у берегов Крыма публиковали военно-морские силы (ВМС) Украины.

Утром на странице ведомства в Facebook было опубликовано сообщение, приведенное и на сайте ВМС. В нем говорится, что два малых бронированных артиллерийских катера «Бердянск» и «Никополь», а также буксир «Яны Капу» осуществляли «плановый переход из порта Одессы в порт Мариуполь Азовского моря». Отдельно отмечается, что о намерении его совершить заранее сообщалось, правда, без уточнения, кого и в какой форме уведомляла украинская сторона.

Дальнейшие события, в трактовке ВМС Украины выглядели так: «Вопреки Конвенции ООН по морскому праву и Договору между Украиной и РФ о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, пограничные корабли РФ осуществили откровенно агрессивные действия против кораблей ВМС ВС Украины. Пограничный корабль «Дон» совершил таран нашего рейдового буксира, в результате которого повреждены главный двигатель корабля, обшивка и леерное ограждение, потерян спасательный плотик. Диспетчерская служба оккупантов отказывается обеспечить право свободы судоходства, гарантированное международными соглашениями».

В украинских ВМС уточнили, что против трех судов действовали российские катера типа «Соболь», пограничный сторожевой корабль «Дон», катера типа «Мангуст», малый противолодочный корабль «Суздалец». Координаты и время инцидента в сообщении не приводились. Но на сопровождавшем публикацию фото, на котором, судя по всему, был зафиксирован момент тарана буксира, видны дата и точное время: 05:15:49 утра 25 ноября.

Последняя капля в море

Как Украина оказалась в военном положении

Позже на сайте ВМС Украины сообщение было обновлено. В нем появилась информация о том, что в 03:58 катер «Бердянск» связывался с береговым постом пограничной службы ФСБ России и морскими портами Керчь и Кавказ, чтобы сообщить о планах пройти в Азовское море Керченским проливом: «Информация была получена, но ответ не предоставлен. Однако в 04:07 зафиксированы переговоры диспетчера порта Керчь «БЕРЕГ-23» с МПК «Суздалец» о выявлении кораблей ВМС Украины. В то же время на вызовы кораблей украинских ВМС диспетчеры портов Керчь и Кавказ не отвечали».

Констатировав, что Россия «в очередной раз продемонстрировала свою агрессивную сущность и полное пренебрежение нормами международного права», украинская сторона сообщила: «Корабли ВМС Украины продолжают выполнение задач с соблюдением всех норм международного права. Все незаконные действия фиксируются экипажами кораблей и командованием ВМС и будут переданы компетентным международным органам».

В течение дня ситуация у берегов Крыма все больше обострялась. После 14:00 информагентства со ссылкой на Центр общественных связей ФСБ сообщили, что из порта Бердянск вышли украинские бронированные артиллерийские суда класса «Гюрза»: «В настоящий момент они на предельной скорости следуют в направлении Керченского пролива в район провокации, организованной украинской стороной». Затем появились новости о том, что Россия задействовала авиацию — в воздух были подняты сначала два ударных вертолета Ка-52, а потом и самолеты Су-25.

Наконец, для прохода судов был закрыт Керченский пролив. «Два гражданских буксира пригнали гражданский сухогруз и тем самым перекрыли любую попытку прохода под Крымским мостом. Большое судно встало ровно поперек фарватера моста. Недалеко стоит катер морской охраны»,— сообщил телеканал «Россия 24».

Последняя капля в море

Евросоюз взволнован Азовским морем

Уже после наступления темноты сайт «Украинская правда» со ссылкой на постоянного представителя президента Украины в Крыму Бориса Бабина сообщил, что по одному из украинских кораблей якобы был открыт огонь. «На борту есть раненый. Силы ВМС разворачивают меры помощи. До этого россияне угрожали применением оружия во время выхода кораблей ВМС из оккупированного ими «территориального моря РФ» возле Крыма»,— сообщил господин Бабин, добавив, что «вооруженные силы государства-агрессора осуществляют захват катеров ВМС Украины». Каких-либо деталей по поводу стрельбы он не привел.

Кончилось все тем, что российская сторона задержала три судна из состава украинской корабельной: буксир и два катера.

Последняя капля в море

Две границы одного моря

Из сообщений ФСБ России неясно, где и в каком месте была нарушена российская граница. Судя по всему, инцидент произошел неподалеку от Коктебеля (см. карту). Впрочем, у Москвы и Киева разные взгляды на то, что теперь является территориальными водами РФ. Украина не признает Крым российским, соответственно, в Киеве иначе смотрят на воды, которые Россия считает своим территориальным морем. На это и указали “Ъ” в МИД Украины. «Крым — территория Украины. Нет ни одного законного основания для того, чтоб украинские власти уведомляли российские о проходе там кораблей»,— сказал собеседник “Ъ”, близкий к внешнеполитическому ведомству.

Что касается судоходства в перекрытом Россией Керченском проливе, а также в Азовском море, то оно регулируется российско-украинским договором «О сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива». В ст. 2 этого документа говорится следующее: «Торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом Российской Федерации или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства». То есть украинские суда имеют право беспрепятственно проходить через пролив в Азовское море, которое, согласно этому же договору, является внутренними водами России и Украины.

В чем суть договора с Украиной по Азовскому морю

Читать далее

Исходя из этого, российской стороне могут быть предъявлены обвинения в нарушении договора. И они уже предъявляются. «Расцениваем такие агрессивные действия как нарушение норм Устава ООН, Конвенции ООН по морскому праву. МИД Украины осуществит все надлежащие меры дипломатического и международно-правового реагирования,— заявило украинское министерство иностранных дел.— Такие действия несут в себе угрозу безопасности всех государств Черноморского региона, а следовательно, требуют четкой реакции международного сообщества».

Получить в МИД России комментарий по поводу правовой оценки инцидента у берегов Крыма “Ъ” не удалось. В курирующем Украину управлении президента РФ по приграничному сотрудничеству также отказались от комментариев, сообщив, что это не их проблематика.

Глава международного комитета Совета федерации РФ Константин Косачев в Facebook написал следующее: «Нет сомнения, что провокация украинских военных затеяна с единственной целью — вынудить Россию пресечь ее и затем выдать российскую реакцию за агрессию».

Последняя капля в море

Как Россия и Украина обменивались задержанием судов

«С военной точки зрения абсолютно бессмысленная затея. С политической — увы, весьма перспективная, ведь к попу не ходи: и НАТО, и Евросоюз опять станут стеной за киевскими провокаторами, что бы ни происходило и что ни произойдет»,— добавил сенатор. Отметим, что 24 октября Европарламент одобрил резолюцию (см. “Ъ” от 25 октября), в которой «выражает очень серьезную озабоченность в связи с крайне нестабильной ситуацией с безопасностью в Азовском море». В случае если Россия продолжит «попытки постепенно аннексировать эти воды и превратить их в российское «внутреннее озеро»», авторы резолюции призывают Брюссель ввести против Москвы дополнительные санкции.

Вице-спикер Госдумы Петр Толстой, курирующий международную деятельность нижней палаты парламента, обвинил во всем президента Украины Петра Порошенко. «Заход украинских судов в территориальные воды РФ — это наглая провокация со стороны Украины, попытка развязать вооруженный конфликт в Керченском проливе. По всей видимости, это сделано киевскими властями для того, чтобы способствовать эскалации ситуации, и лишний раз доказывает, что президент Порошенко — это президент войны, мира при нем ждать не приходится ни в Донбассе, ни где бы то ни было»,— цитирует парламентария ТАСС.

Что означает введение военного положения на Украине

Читать далее

Доцент факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев уверен, что инцидент приведет к новым санкциями против Москвы. «Если будет расследование на уровне международных организаций, нам будет очень тяжело доказать свою правоту, так как большинство стран мира не признает Крым территорией России»,— сказал он.

Последняя капля в море

Какие рекомендации по улучшению отношений между Москвой и Брюсселем дала экспертная группа ЕС-Россия

При этом эксперт пояснил, что Киев, организовав несогласованный с Россией проход кораблей из Одессы в Мариуполь, «стремился закрепить успех 23 сентября, доказав свой суверенитет над водами Крыма и закрепить за собой право на беспрепятственный проход под Крымским мостом». «Тогда (23 сентября.— “Ъ”) два украинских военных судна прошли похожим маршрутом, но зашли в территориальные воды России непосредственно в Керченском проливе, обогнув Крым значительно южнее,— напомнил господин Суздальцев.— Они запросили разрешение на проход, заказали лоцмана и их спокойно пропустили в Бердянск. На этот же раз корабли пошли напролом. Украине нужно было показать, что украинские ВМС могут входить в Керченский пролив как хотят и когда хотят». Эксперт считает, что «Киев активно ищет любой повод, чтобы Вашингтон все-таки ввел второй пакет против России перед началом предвыборной президентской кампании на Украине».

Собеседники “Ъ” в Киеве действительно не скрывали надежды на то, что за инцидентом последует максимально жесткая реакция как Брюсселя, так и Вашингтона. «Мы совершали плановый переход, россияне не должны были этому препятствовать. Но они, вероятно, испугались. Надеемся, что международное сообщество не оставит это без внимания и Россию будут ждать новые санкции»,— сказал собеседник “Ъ”, близкий к Минобороны Украины.

Похожим образом высказался и источник “Ъ” в администрации президента Украины: «Безусловно, на произошедшее отреагирует мировое сообщество. Не исключено, что американцы от призывов к Украине перебросить из Черного моря в Азовское часть военного флота перейдут к более действенным мерам. Например, помогут нам бороться с российской угрозой в Азове».

Владимир Соловьев, Кирилл Кривошеев; Янина Соколовская, Киев

Источник: kommersant.ru

Оставить комментарий

Ваш емайл не будет опубликован.

одиннадцать − десять =