Импортеры машин заплатят за экспорт

Из утильсбора сделают систему поддержки спроса.

Наверх

Как узнал «Ъ», аппарат вице-премьера Дмитрия Козака предложил реформировать систему утилизационного сбора в автопроме. Его размер может быть поднят на 30%, а собранные средства с импортной продукции пойдут на финансирование поддержки экспорта. Параллельно систему господдержки отрасли предложено переложить на регионы с софинансированием из федерального бюджета. Источники «Ъ» на рынке опасаются, что в итоге получить ее будет гораздо сложнее.

По данным «Ъ», по итогам прошедшей 29 сентября встречи с автопроизводителями в Сочи вице-премьер Дмитрий Козак поручил отраслевой рабочей группе рассмотреть увеличение финансирования нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Туда должна пойти часть средств утильсбора, которую автоконцерны платят при импорте автомобилей и компонентов. По словам источника «Ъ» в правительстве, это предложение было направлено в Минпромторг из аппарата господина Козака «для поддержки локализации производства машин в РФ». По данным «Ъ», идею поддержало и Минэкономики (в ведомствах комментариев не предоставили). Кроме того, по словам источника «Ъ», аппарат вице-премьера предложил Минпромторгу рассмотреть увеличение утильсбора «в пределах экономической целесообразности ввоза в РФ импортных автомобилей» — на 30% от текущего размера.

Утильсбор с 2014 года платят все концерны (от нескольких десятков тысяч рублей с легковых машин массового сегмента), но российским заводам его затем неофициально компенсируют через промышленные субсидии из бюджета. Тем самым роль сбора свелась к протекционистскому барьеру против импорта, поскольку по правилам ВТО размер импортных пошлин ограничен.

Также аппарат вице-премьера предложил передать действующие механизмы субсидирования (для автопрома это сейчас льготные кредиты и лизинг, программы «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», система послепродажного обслуживания за рубежом и т. д.) на уровень регионов с софинансированием из федерального бюджета, говорит источник «Ъ». А в проекте правил предоставления субсидий (разработан Минпромторгом) могут прописать балльную систему оценки уровня локализации производства в РФ «с учетом капиталоемкости и добавленной стоимости». Размер господдержки планируется определять исходя из роста продаж на экспорт и внутренний рынок, следует из предложений. По данным «Ъ», новая схема субсидирования может быть распространена и на другие отрасли.

Новый механизм может заменить предложенную Минпромторгом в поправках к постановлению правительства № 719 балльную систему оценки локализации как условие доступа к господдержке. По данным «Ъ», среди предложений аппарата вице-премьера — отказ от масштабного ужесточения правил выдачи господдержки в автопроме, за который выступало профильное министерство. Кроме того, из постановления № 719 могут исключить требование наличия у компаний специнвестконтракта.

Передача господдержки в регионы приведет к дисбалансу конкуренции из-за различий в условиях для лоббизма концернов, считают источники «Ъ» в отрасли. Кроме того, компаниям с площадками в разных регионах будет сложно учесть все расходы, или же возникает риск их «задвоения» при субсидировании. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» называет «неочевидной» логику передачи механизма на уровень субъектов РФ: это будет целесообразно только при прозрачных и унифицированных критериях доступа компаний к господдержке. По словам источников «Ъ», против передачи субсидий в регионы выступает Минпромторг, который здесь ищет союзников среди концернов.

Источники «Ъ» не исключают, что в регионы могут передать и промсубсидии, компенсирующие утильсбор. Но собеседник «Ъ» в правительстве говорит, что сбор, как и сегодня, планируется возвращать на федеральном уровне. При этом источники «Ъ» в правительстве уверяют, что компенсацию утильсбора для российских и локализованных в РФ автоконцернов гарантируют, причем для тех, кто уже локализовал производство к определенной «дате отсечения», вне зависимости от его глубины. Новым моделям обещают частичные компенсации при выполнении минимальных требований по сварке, окраске, сборке кузовов.

Ольга Никитина

news.mail.ru

Оставить комментарий

Ваш емайл не будет опубликован.

два × 1 =