Банкам заплатят за «Семейный автомобиль»

Банкам заплатят за «Семейный автомобиль»

Фото:
Евгений Дудин /
Коммерсантъ

Продление программ льготного автокредитования до 2020 года ведет не только к росту кредитования населения, но и к вовлечению в программы новых игроков. При этом банки не останавливают задержки со стороны Минпромторга по выплате компенсации по уже выданным кредитам. Тем более что министерство обещает рассчитаться с ними осенью. Впрочем, эксперты называют данные программы полумерой, которая не приведет к резкому росту объемов продаж.

В понедельник правительство опубликовало постановление о продлении программ льготного кредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» на 2018–2020 годы. При этом, как пояснили “Ъ” в Минпромторге, продление программ в 2018 году «позволит кредитным организациям возместить части затрат, возникших вследствие предоставления скидки». Кроме того, банкам возместят «выпадающие доходы по кредитам, выданным в 2015–2017 годах физическим лицам на приобретение автомобилей (возмещение процентной ставки)». Ранее из-за несвоевременного утверждения программ банки не получили от Минпромторга компенсации выпадающих доходов (см. “Ъ” от 25 июля). Позднее Минпромторг сообщил “Ъ”, что намерен рассчитаться с кредитными организациями не раньше осени.

При этом сами программы по выдачи кредитов в 2018 году были завершены в мае досрочно. На сегодняшний день, как сообщают в Минпромторге, реализовано более 97 тыс. автомобилей. В 2019–2020 годах программы будут действовать, если будут выделены средства. Как отметили в Минпромторге, вопрос реализации программ льготного автокредитования в этом периоде и объемов их финансирования прорабатывается в настоящее время совместно с Минфином в рамках проекта закона о федеральном бюджете.

Программы льготного автокредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» предусматривают, что банки предоставляют скидку на оплату первоначального взноса по кредиту в размере 10% от стоимости автомобиля, покупаемого в рамках программ. Выпадающий доход банкам компенсируется из федерального бюджета. Сами программы действуют в России с 2015 года.

По словам экспертов, продление программ неизбежно приведет к росту автокредитования, особенно в условиях, когда власти закладываются на долгосрочную перспективу. По словам аналитика «ВТБ Капитала» Владимира Беспалова, льготные автокредиты — в целом эффективный инструмент поддержки спроса. По его словам, сегодня до 50% новых автомобилей в РФ продаются в кредит. По подсчетам Национального бюро кредитных историй, за январь—май 2018 года объем выданных в РФ автокредитов вырос на 34,4%, до 218,7 млрд руб.

Продление программ неминуемо приведет к появлению новых игроков на рынке кредитования, отмечают эксперты. Если в 2016 году участвовало в программах 15 банков, то к четвертому кварталу 2017 года их число увеличилось до 26 банков. «Участие в программе льготного автокредитования интересно тем, кто всерьез работает в этом сегменте»,— отмечает руководитель розничного блока Юникредит-банка Иван Матвеев. При этом, по его словам, интерес проявляют и те банки, «кто с помощью участия в программах хотел бы наладить контакт с автодилерами». Впрочем, не все кредитные организации видят смысл в участии в подобных программах. Например, в Росевробанке заявили, что большинство обращающихся за автокредитом клиентов интересуют автомобили, которые не попадают в программу льготного автокредитования. По словам руководителя управления кредитных продуктов Райффайзенбанка Андрея Морозова, банк закрыл автокредитование еще в 2015 году в связи с негативными трендами на отечественном автомобильном рынке, свидетельствующими о крайне низком потенциале развития этого бизнеса в среднесрочной перспективе.

Будет ли продление программ достойной поддержкой отечественному автопрому — вопрос. Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев отмечает, что действующие программы автокредитования точечны и оказывают социальный эффект, а не поддерживают рынок. По его словам, «сегодня правительство не видит необходимости вводить общую льготную программу на фоне растущего рынка». Напомним, в 2017 году российский авторынок начал восстанавливаться после многолетнего падения с марта 2013 года, автопродажи за прошлый год, по данным АЕБ, выросли на 11,9%, до 1,6 млн машин. По итогам января—июня реализация новых автомобилей увеличилась на 18,2%, до 849,2 тыс. машин.

Вероника Горячева, Ольга Никитина

Крупнейшие банки на рынке автокредитования по итогам 2017 года

Название Объем портфеля автокредитов (млрд руб.) Изм. за год (%) Доля в общем розничном портфеле (%) Группа Сбербанка 121,2 1,2 0,6 Группа ВТБ 102,9 15,0 4,1 Группа Росбанка 97,8 4,1 24,0 Юникредит-банк 41,3 18,5 33,4 Кредит Европа банк 15,5 19,6 31,6 «Союз» 13,3 104,8 50,8 Локо-банк 10,2 0,3 29,6 «Уралсиб» 8,6 4,5 7,7 «Абсолют» 4,7 44,9 6,0 Райффайзенбанк 4,1 -60,3 1,8 открыть таблицу в новом окне

По данным годовой отчетности МСФО.

Источник: kommersant.ru

Оставить комментарий

Ваш емайл не будет опубликован.

15 − четыре =